Фрагмент для ознакомления
2
Проблема формирования и развития самоконтроля младших школьников является одной из ведущих проблем формирования образовательной деятельности. Под самоконтролем младшего школьника понимают сформированное умение проверять выполненную работу, определять правильность хода своих действий, адекватно оценивать выполненную работу.
Благодаря средствам самоконтроля ученик может выявлять свои пробелы в обучении и находить правильные решения задач. Это позволяет младшему школьнику регулировать все свои продуктивные действия, связанные с реализаций учебной деятельности. Психологи выделяют 2 формы самоконтроля младших школьников:
1. Непроизвольная.
2. Произвольная.
При непроизвольном самоконтроле ученик быстро и без проблем извлекает все нужные сведения из своей памяти, поскольку необходимые действия в этом случае доведены до автоматизма и представляют собой сформированный навык ребёнка. При произвольной форме самоконтроля ученик может допускать ошибки при выполнении задания, но он способен самостоятельно эти ошибки найти и внести все необходимые поправки в свою работу.
Можно говорить о том, что процесс самоконтроля является составной частью любого вида деятельности человека. С помощью самоконтроля ученик способен контролировать правильность выполнения своих собственных действий. Исследователи Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин и др. рассматривали самоконтроль следующим образом.
По мнению Д.Б. Эльконина категория самоконтроль состоит из множества аспектов. Прежде всего - это умение ребёнка сопоставить действия и результат с образцом. Это прежде всего – контроль осмысленный и субъект способен контролировать своё собственное поведение при выполнении какого-либо учебного действия.
Средства самоконтроля ученику сегодня помогают осуществлять собственные сформированные регулятивные универсальные учебные действия.
Требованиями ФГОС общеобразовательной школы на каждой образовательной ступени, начиная от начальной школы и до старшей, предусмотрено формирование предметных и метапредметных образовательных результатов.
Метапредметные образовательные результаты представлены группами универсальных учебных действий (УУД), личностными, ркгулятивными, познавательными и коммуникативными.
В основе ФГОС лежат системно-деятельностный и личностно ориентированный подходы, которые предусматривают формирование и развитие каждой группы УУД непосредственно у каждого школьника. Эти процессы можно реализовать лишь при индивидуальном подходе к обучению, воспитанию и развитию каждого школьника.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта, который позволяют приобретать субъекту именно УУД, в том числе, регулятивные.
В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, включая диагностические и контрольные средства, которые позволяют оценивать не средний балл успеваемости класса, а уровень сформированности заданной группы УУД.
Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении. При личностно ориентированном подходе, который тоже является сегодня актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Обучение младших школьников происходит маршрут «педагог – ученик – наглядное пособие». Группы личностных, регулятивных, познавательный и коммуникативных УУД относятся к метапредметному результату и их необходимо формировать у каждого отдельно взятого школьника, начиная с начальной школы.
Под регулятивными УУД понимают уверенные действия ученика, благодаря которым он может организовывать свою собственную продуктивную деятельность, в том числе, учебную. К таким действиям можно отнести:
1. Самоорганизация.
2. Самоконтроль.
3. Самооценка.
4. Рефлексия.
5. Эмоциональный интеллект.
Очевидно, что такого рода действия являются прежде всего личностно значимыми свойствами и качествами каждого субъекта и могут быть успешно использованы как при работе с содержанием учебных дисциплин, так и при успешном взаимодействии с социумом [2].
Под самоорганизацией в данном случае понимают способность составлять различные алгоритмы или планы собственных действий. Сюда же относится собственный выбор способов решения задач и др. Под самоконтролем понимают способность и готовность оценивать и контролировать конкретную ситуацию, в том числе, учебную.
Самооценка и рефлексия подразумевает адекватное оценивание самого себя и своих возможностей. Сформированный эмоциональный интеллект субъекта позволяет ему понять мотивы и действия другого человека, что позволит в дальнейшем успешно с ним коммуницировать. Сюда также можно отнести способность управлять собственными чувствами и эмоциями.
Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности школьников – это один из приоритетов современного образования. Ранее все нормативные требования сводились лишь к предметному содержанию образования [11].
В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету [7].
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию субъекта. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Формирование любого умения регулятивных УУД у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Чтобы научить школьника ставить и формулировать проблемы, учителю необходимо [4]:
- сформировать у школьника такой опыт;
-сформировать умение видеть проблемы;
-сформировать ответ, что такое проблема и почему важно самому уметь ставить и формулировать проблемы;
-научиться умению формулировать проблемы;
-контролировать этот процесс.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения позволит сформировать регулятивные УУД школьника.
При этом учителю всегда очень важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому уроку, а также использовать контрольно-оценочные средства и диагностические материалы, которые позволят определить уровень сформированности регулятивных УУД у каждого школьника [8].
Степень сформированности регулятивных УУД можно различными способами. Можно рассматривать примеры заданий, которые помогут сформировать у детей на начальном этапе познавательные УУД и затем, учитывая мотивацию школьника и степень проявления самостоятельности при соответствующей учебной работе оценить при этом сформированность регулятивных УУД.
К таким заданиям можно отнести:
1.Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
На этапе актуализации знаний у детей формируются общеучебные и регулятивные действия. Они учатся структурировать знания и контролировать процесс и результаты деятельности. Если при этом использовать оптимальные средства наглядности и ИКТ, педагог может легко пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами и др. [5].
Создавая самостоятельно для различных предметов (реализуя при этом деятельностный подход в обучении) таблицы, графики, диаграммы, схемы и др., школьники учатся составлять план, алгоритм, работают над развитием речи. Способности у всех школьников разные, соответственно, формироваться группа регулятивных УУД будет у каждого ученика также, по-разному.
1.2. Дидактическая игра как средство формирования самоконтроля у младших школьников
Сущность игровых технологий в настоящее время чрезвычайно популярна. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью не только в начальной школе. Данная образовательная технология популярна также у старшеклассников и её часто применяют для обучения взрослых людей. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях [16].
Учебная игра должна иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована и интересна в течение всего процесса. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность ребёнка к участию в игре. Обстановка в классе должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия.
Педагогические игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, и что самое важное, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям ФГОС НОО. Младший школьник будет сам регулировать и анализировать свою деятельность, его роль станет активной и будет формироваться положительная мотивация обучения. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для её участников. Любое игровое действие должно завершаться получением определённого результата. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием и прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно и быть сосредоточенным. У детей развивается внимание и появляется стремление узнать. В такие моменты дети не замечают, что они учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в новых необычных ситуациях и пополняют свой запас представлений и понятий. Результат собственного труда вызывает у них положительные эмоции. Это, в свою очередь, порождает дополнительную мотивацию учения.
Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен, что целесообразно её использование в настоящий момент. Учебные игры должны быть реализованы системно и комплексно. Любая учебная игра должна решать учебную задачу.
Любая дидактическая игра представляет собой познавательную деятельность и является стимулом для развития многих психических процессов, связанных с познанием различных учебных предметов начальной школы. Игра создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности младшего школьника, но для этого необходимы соответствующие педагогические и организационные условия.
Условием использования дидактических игр и игровых технологий, способствующих формированию учебной мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников будет являться учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки младших школьников по тому, или иному учебному предмету. Дидактические игры позволяют организовать процесс обучения через доступный и привлекательный вид деятельности.
Если учитель владеет различными педагогическими технологиями, он всегда получает именно тот учебный результат, который запланировал. Учитель знает, что именно игры развивают фантазию школьника, основанную на приобретаемых знаниях, учат сравнивать, рассуждать, рассказывать и доказывать.
Все интеллектуальные игры требуют от детей активной познавательной деятельности. Чтобы игра в процессе обучения была максимально полезной, необходимо соблюдать следующие правила использования игр в обучении детей младшего школьного возраста:
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
3. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2003. – 373 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург:
Грамота, 2010. – 937 с.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
6. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
7. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2000. – 120с.
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 02.04.2024).
9. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
10. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – No3. – С. 59-62.
11. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2001. – No 5. – С. 50-52.
12. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 02.04.2024).
13. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 02.04.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 02.04.2024).
16. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
17. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
18. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 25.01.2023).
19. Реан, А.А. Психология детства [Текст]: учебник / А.А. Реан. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.
20. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
21. Фарбер, Д.А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность [Текст] / Д.А. Фарбер. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 32с.
22. Фоминых, М.В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 379-385. — URL: https://moluch.ru/archive/10/695/ (дата обращения: 02.04.2024).
23. Хапачева, С.М. Программа по развитию коммуникативной компетенции младших школьников в условиях игровой деятельности [Текст] / С.М. Хапачева // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – No 10. – С. 134-137.
24. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.
25. Ярошенко, С.Н. Понятие активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в научно-педагогических исследованиях [Текст] / С.Н. Ярошенко // Журнал «Вестник Оренбургского государственного университета». – 2004. – No9. – С. 81-82.